В Воронежской области продолжаются патриотические уроки по проекту «Без срока давности»

Май 4, 2022 Просмотров: 262

В ходе патриотической акции «От Георгиевских кавалеров – до Героев России» 28 апреля в Рамонском лицее им. Е.М. Ольденбургской прошел «круглый стол» на тему «Без срока давности»

Этот необычный урок-беседа стал завершающим событием Всероссийской акции «Без срока давности» в лицее.

В беседе о патриотизме, геноциде фашистов во время Великой Отечественной войны и сегодняшних его проявлениях участвовали все старшеклассники Рамонского лицея им. Е.М. Ольденбургской.

28 апреля юноши и девушки собрались в актовом зале. Учитель истории и обществознания лицея Татьяна Беспрозванная предложила ученикам 10-11 классов обсудить актуальные сегодня темы патриотизма и геноцида.

Лицеисты разместились в зале, который превратился в это утро в полукруг «стола» для разговора.

Разговор сразу начался с темы патриотизма, которая звучит сейчас в лицее постоянно – на еженедельных торжественных линейках в понедельник и пятницу перед началом занятий лицеисты вспоминают защитников Родины - Героев нашего Отечества, заслуживших это звание на ратных полях разных исторических периодов страны - от царской России до современных дней.

Поэтому на вопрос учителя, что такое патриотизм в их понимании, ответы последовали незамедлительно.

– На мой взгляд, быть патриотом это значит знать имена своих героических соотечественников, – высказался выпускник Кирилл Романенко. - История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны, мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей народного ополчения Минина и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Г.К. Жукова. Но сколько было других патриотов России — безвестных героев, без которых ни один полководец не может выиграть сражения.

Именно благодаря им наша Родина всегда была и остается великой и могучей державой. И настоящие патриоты России это не только её прошлое, но и настоящее. Каждый день через СМИ мы узнаём о наших ребятах, которые совершают подвиги во время военной операции по защите Донбасса. Для нас примерами сегодня становятся такие наши парни, как Нурмагомед Гаджимагомедов, которому посмертно присвоено звание Героя России.

На таких ребят нам и нужно равняться, также любить Родину!

В обсуждении патриотизма неожиданно появились мнения не только о военном героизме. Оказалось, что наши ребята патриотизм связывают и с гражданской позицией каждого.

– Патриотизм проявляется в неравнодушии к тому, что происходит в стране, в активной гражданской позиции, - отметила выпускница Вероника Ващинникова. - Качество патриота – активная гражданская позиция – сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей, стремление направить свои способности на благо других людей, а значит, на благо Родины. Но не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни. Бережное отношение к природе родного края имеет прямое отношение к патриотизму. Если человек оставил мусор, кинул фантик – это ещё не значит, что он не любит Родину. За чистоту территории отвечают специальные службы, им за это начисляют зарплату. Но настоящий патриот не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края, он помогает содержать в порядке свой двор, свой поселок, уважает старших … Из этих, казалось бы, мелочей и складывается любовь к Родине, патриотизм.

Солидарна с ней была и выпускница Светлана Лебедева, президент школьной Республики объединенных классов:

Для себя пришла к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для Отчизны, ее процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают. Патриотизм – это бескорыстное служение Отечеству. Война- это особая ситуация, но и в мирное время своими делами нужно демонстрировать стремление сделать свою малую родину, свой посёлок, свою улицу, территорию своей школы уютной и красивой. В этих обычных делах, тоже может проявляться наша любовь к Родине. У Василия Розанова есть такие слова: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать».

А когда беседа с ребятами перешла к теме исторической памяти - нужна ли она, к геноциду фашистов во время Великой Отечественной войны, спокойная до этого атмосфера в зале изменилась. Таких серьёзных напряженных лиц у наших старшеклассников не было ни на одном патриотическом мероприятии.

Только один девятиклассник присутствовал в зале во время дискуссии старшеклассников – Артовазд Налбандян. Пригласили его не случайно. В семье юноши о геноциде знают все – информация об этом в каждом армянском роду передается из поколения – в поколение, из уст – в уста от своих предков.

Я из той армянской семьи, где помнят и требуют, чтобы весь мир признал геноцид нашего народа. Символом этой борьбы является цветок Незабудка. И поэтому с ним на груди я сегодня стою перед вами,рассказал Артовазд. – Моя семья жива только потому, что прабабушке моей мамы удалось выжить во время Геноцида армян Османской империей.

В 1915 году прабабушке Аминат было около 5 лет, когда в дом её семьи ворвались «люди с ятаганами». Родители успели завернуть её в ковёр и приставить к стене. Маленькая девочка сидела там и слушала как убивают всех её родных. Она простояла в этом ковре, пока её не нашли соседи. Бабушка рассказывала, как многие девушки, чтобы сохранить свою честь, спрыгивали в ущелья и со скал, которые встречались у них на пути.

По папиной линии геноцид застал прабабушку Саандухт. У неё была счастливая жизнь, она вышла замуж, к моменту страшных событий у них с прадедом были две дочери и трое сыновей. Всё изменилось в одночасье: мужа убили, старшую дочь забрали турки, а прабабушка одна похоронила своего новорождённого ребёнка, которого ей пришлось перед этим кормить своей кровью, чтобы спасти - есть было нечего. Несмотря на все ужасы геноцида, прабабушка оставалась сильна духом. Убило её другое – смерть сына Грача, который погиб во время Великой Отечественной войны. А корни дедушки - из Нагорного Карабаха, из раненного Арцаха… Не много ли боли для одной семьи? И таких армянских семей много. Геноцид – это огромная боль и трагедия для целого народа.

К мнению Артовазда присоединились и старшеклассники, а после просмотра документального фильма «Без срока давности» уже не только напряжение витало в воздухе, некоторые старшеклассницы, как и учителя, которые пришли, чтобы послушать мнение своих воспитанников по теме дискуссии, вытирали слезы. А ребята стали высказываться более резко и категорично.

– Думаю, что совершенно верно считать эти зверства, эти кровавые убийства не имеющими срока давности, - заявил десятиклассник Данил Симонов. - Пусть на сегодняшний день уже не осталось в живых тех подонков, убийц и палачей, которые на протяжении стольких лет издевались над нашим народом, фактически искореняя его, но имена этих зверей должны быть названы, их злодеяния должны быть озвучены. Если мы всё простим и забудем, то эта трагедия повториться вновь. Считаю, что задача нынешнего поколения не допустить нигде реабилитации и пропаганды нацизма. Мы должны приложить все усилия к тому, чтобы эти ужасы не повторились.

Татьяна Беспрозванная рассказала ребятам о принудительном выселении и уничтожении фашистами местного населения во время Великой Отечественной войны, об уничтожении людей по этническому и языковому признаку, о создании концентрационных лагерей смерти и отправке наших людей из этих лагерей на принудительные работы в Германию. Такой лагерь в 1942 году был создан и на задонской территории нашего района в селе Чистая Поляна.

Об этом старшеклассникам эмоционально рассказал десятиклассник Иван Свиридов - министр школьной Республики объединенных классов по воспитанию гражданственности и патриотизма. В этом году вместе с руководителем школьного музея, педагогом лицея Верой Смирновой он подготовил краеведческий исследовательский проект о геноциде населения оккупированных сёл рамонского задонья – «Сталинград на Верхнем Дону. Детские судьбы». Исследования подкреплены воспоминаниями детей военных лет, сумевших пережить ужас фашистской неволи.

– Из пересылочного лагеря в Чистой Поляне жителей района под дулами автоматов, почти бегом отправляли в страшный многокилометровый путь на станцию Курбатово для отправки в Германию, – рассказал Иван Свиридов о собранных фактах своих исследований. – Это был путь с постоянным чувством страха, ожидания смерти. Людей могли расстрелять за то, что отстали, избить даже за заплакавших в колонне детей. Забавляясь, пикируя на колонну, их расстреливали немецкие лётчики. Для многих рамонцев и, прежде всего детей, этот путь стал последним. Осознавая смертельную опасность, дети сохраняли молчание, не капризничали, не требовали к себе внимания. Сразу повзрослевшие от ужаса войны, они старались, самое главное, не отстать от матери, не потеряться, тогда - смерть. Все, умевшие ходить, крепко держались за материнский подол. Они, малыши, уже понимали - отстанешь, заплачешь - убьют. Старики и дети, заболевшие в дороге, умирали без лекарств и медицинской помощи. Выжившие дети навсегда запомнили лагерь смерти в чистом поле, где здоровых юношей, девушек и подростков отделяли от семей и держали отдельно до отправки на работы в Германию. Узнав обо всем, невозможно произносить и писать слова «дети войны», «военное детство». Детства не было. Эту страницу в жизни наших сверстников сожгла, уничтожила война. Она оказала огромное влияние на физическое и психологическое состояние детей. Последствия пережитых страданий и голода сохранялись очень долго. Дети войны были настолько истощены, что возвращались к нормальной жизни очень медленно. Дети войны… Их судьбы не измерить привычной мерой и невозможно сегодня найти обыденные слова сравнимые с той самой страшной жертвой, которую наш народ положил на алтарь Победы. Уничтоженное войной детство – самая жуткая, противоестественная, ни с чем не сравнимая жертва. детские голоса и сейчас пытаются докричаться до нас. Они пытаются докричаться до живущих в XXI веке: «Уничтожьте фашизм! Иначе мир снова будет добываться с величайшими жертвами!»

Иван отметил, что результаты исследований будут переданы в музей и библиотеку Рамонского лицея, читальный залы взрослой и детской районной библиотеки. А Совет школьного музея планирует дальнейшую работу по теме – подготовку проекта установления памятного знака на территории бывшего лагеря перемещенных лиц в селе Чистая Поляна Рамонского района.

Слушая Ивана, старшеклассники застыли на своих местах. А юноша неожиданно завершил свое выступление заявлением, что все школьники должны знать об этом. Но показывать документальные кадры о зверствах нацистов самым младшим лицеистам нельзя – их психика не выдержит мощного негатива этой информации, для них необходима другая - щадящая форма.

Татьяна Беспрозванная предложила участникам этого нетрадиционного урока-рассуждения послушать мнение о геноциде десятиклассников Максима Буряка и Елизаветы Решетовой, которое они выразили в своих сочинениях на эту тему. После выступления ребят логичным завершением этого «круглого стола» стало размышление о памяти. История Великой Отечественной войны, геноцида советского народа затронула каждую семью в нашей стране. Её будут помнить и передавать из поколения в поколение наши потомки. Помнить, чтобы не допустить повторения в будущем.

Но память людская, как говорили древние, устроена сложно, – особо отметила Татьяна Васильевна. – Настоящие приносит нам страшные примеры возрождения нацизма, неонацизма, геноцида русскоязычного населения на Донбассе, в Луганске. Нельзя забыть и простить убийство детей в Донецке, Горловке, Луганске, о которых теперь напоминают лишь Аллея ангелов и Горловская мадонна. Но они лишь взывают к нашей памяти, место которой в душе каждого человека. Старшее поколение донесло до нас эту память, она должна жить в вашей душе, и теперь только от вас зависит, каким будет настоящее и будущее нашей страны.

Завершился этот необычный для лицеистов урок минутой молчания в память о жертвах нацизма и геноцида, а на интерактивном экране сцены в эту минуту «горела» свеча Памяти.

Отзывы ребят и педагогов о мероприятии

Елизавета Решетова, ученица 10 «Б» класса – министр СМИ школьной Республики объединенных классов:

– Сегодня в лицее старшеклассники участвовали в дискуссии - «Без срока давности». Она была посвящена жертвам геноцида, чтобы все мы помнили о преступлениях фашистов в Великую Отечественную войну и знали, что у геноцида нет срока давности, об этом нельзя забыть. Нам показали фильм с документальными военными кадрами и отрывки из фильма «Помни имя свое».

Страшно осознавать, что чувствовали люди, подверженные геноциду. Это огромная боль и скорбь целого народа - преступления, которые невозможно забыть и нельзя простить. Я не понимаю, как цивилизованные люди были способны на такие зверства. Каждый кадр фильма тяжело смотреть. Мы как будто находились рядом с этими людьми, но наблюдали со стороны и были бессильны помочь этим людям – нашим людям, которые жили в нашей большой стране в советское время. Но мы можем и должны сделать так, чтобы это не повторилось никогда.

Думаю, рассказывать младшим школьникам об ужасах войны, преступлениях нацистов, геноциде наши учителя должны как можно раньше, чтобы не потерять поколения – не вырастить людей безразличных к нацизму, геноциду. Я приветствую то, что государство начинает более активно заниматься гражданским и патриотическим воспитанием молодёжи. Это важно для будущего нашей страны.

Нелли Тутаева, директор МКУ «Рамонский центр развития образования»:

– Наши страна исторически формировалась как союз многих народов с уникальной самобытной культурой. И основой духовности российского народа всегда была идея общего мира для людей разных национальностей.

К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким примером нетолерантности - возрождения нацизма и геноцида русскоязычного населения. Чтобы противостоять этому очень важно обращаться к пошлому человечества, сохранять историческую память, передавать её нашему молодому поколению.

Такие уроки, как сегодня в лицее - в рамках Всероссийской акции «Без срока давности» необходимы для наших детей, которые живут в мирной стране и в последние годы нередко воспитываются в соцсетях, вынося из них для себя не лучшую информацию.

Дети должны знать и помнить, что на территории Восточной Европы в лагерях смерти погибли 12 миллионов узников 29 национальностей. А на территории нашей страны, по самым скромным подсчётам, более трети всех жертв нацистской оккупации (мирного населения) были уничтожены по расовому признаку – 5 млн русских, 3 млн украинцев, 1,5 млн белорусов.

В нашем районе исторически всегда было сильное патриотическое воспитание школьников, молодёжи, даже в 90-е и 2000-е годы. У нас проходили интересные районные молодёжные форумы, которые всегда были ориентированы на патриотические идеи, в том числе – на толерантность, поскольку в районе проживают люди 50 национальностей. Школьники с удовольствием в них участвовали. Из-за пандемии форумы отменили. Но мы их возобновим, как только изменится санитарно-эпидемическая ситуация.

Сегодня я смотрела на ребят в зале, слушала их высказывания, видела их реакцию на демонстрацию зверств фашистов и убедилась – у нас хорошие отзывчивые дети. Уверена, они выберут правильный путь в жизни.

Оксана Плотникова, директор Рамонского лицея им. Е.М. Ольденбургской:

– Патриотическая работа в лицее ведется постоянно. Дети участвуют во всех значимых акциях района и страны, осознанно занимаются социально-гражданскими исследованиями, по результатам которых в Рамони на Аллее Героев появился памятный обелиск с именами всех земляков, погибших во время Великой Отечественной войны, позже старшеклассники лицея создали электронный банк данных обо всех рамонцах - участниках этой войны, а семиклассники – разработали электронный маршрут по местам кровопролитных боев в рамонском задонье и выложили его на сайт администрации района и лицея.

Сегодняшнее мероприятие стало заключительным в рамках Всероссийской акции «Без срока давности». С 19 апреля мы начали говорить на уроках обществознания и истории, на классных часах о геноциде. За это время дети писали сочинения по теме, проводили исторические исследования и сегодня делились своими впечатлениями. Если в прошлые годы мы говорили о геноциде по фактам истории, то сегодня вынуждены говорить о современных фактах геноцида на территории соседней страны. Это важно, чтобы наши дети, мечтая жить в мире, отвергали идеи жестокости и насилия и не попали в группировки, которые пропагандируют нацизм.

На «круглый стол» для обсуждения мы специально собрали не группу ребят, не класс, а всех старшеклассников 10 и 11 классов, чтобы каждый из них мог высказать свою позицию, своё отношение к геноциду и нацизму, своё аргументированное мнение о патриотизме, рассказать, как они его понимают.

Выводы старшеклассников сегодня поразили педагогов. Они заявили, что учителя обязательно должны рассказывать о геноциде и более младшим школьникам, будоражить сознание детей этими страшными примерами преступлений нацистов, проявлениями геноцида. Разошлись лишь во мнении с какого класса лицеистам можно показывать документальные фильмы о геноциде фашистов.

Я рада, что у нас растет не потерянное поколение, что они осознают, как важно сегодня гражданско-патриотическое воспитание в школе, несмотря на то, что помимо школы их «воспитывают» соцсети, которые несут им массу вредной негативной информации.

Наталья Саранцева, учитель биологии Рамонского лицея им. Е.М. Ольденбургской:

– Я всегда гордилась нашим Рамонским лицеем, тем, что гражданско-патриотическое воспитание у нас всегда было приоритетным направлением, невзирая на различные веяния и перестройки в стране. У нас постоянно проводились праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню Героев Отечества, освобождению Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Наши ребята всегда были в теме патриотизма. Сейчас мы только усиливаем эту тему, акцентируем на ней повышенное внимание лицеистов, и мне очень приятно, что наши старшие дети отзываются на это с позиции настоящих граждан страны, значит, их душа и разум уже готовы серьёзно воспринимать эту тему – они все это чувствуют, понимают, и для них все это важно. Большое спасибо нашим педагогам, которые постоянно занимались гражданско-патриотическим воспитанием – всегда! Спасибо нашему школьному музею, его бессменному руководителю Вере Смирновой – у нас ежегодно проводилось более 25 экскурсий для разных классов по темам Великой Отечественной войны, защитников и Героев Отечества. Проводились встречи с участниками Великой Отечественной, ребята встречались с ветеранами-интернационалистами, каждое поколение наших восьмиклассников ежегодно участвует в акции лицея «Волонтеры Победы». Все это, безусловно, приносит свои плоды.

Материал предоставлен педагогом дополнительного образования Рамонского лицея им. Е.М. Ольденбургской Наталией Аистовой.