В Воронеже стартовал экспертный семинар-совещание «Региональные механизмы управления в системе образования в контексте проекта «Школа Минпросвещения России»

Ноябрь 24, 2022

Руководители образовательных организаций Воронежской области и эксперты проекта «Школа Минпросвещения России» обсуждают вопросы проектирования региональных и муниципальных механизмов управления системой на площадке воронежского Института развития образования им. Н. Ф. Бунакова.

В Воронежской области завершился первый день экспертного семинар-совещания «Региональные механизмы управления в системе образования в контексте проекта «Школа Минпросвещения России» в рамках экспертного сопровождения пилотных регионов по апробации проекта. Участники совещания уточнили векторы развития региональной системы образования в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения» и особенности структуры единых рабочих программ воспитания и образования.

Экспертное совещания открыл ректор Воронежского института развития образования им. Н.Ф. Бунакова Александр Митрофанов:

«Рад приветствовать всех не только в стенах Института развития образования, но и на воронежской земле. Хочу пожелать двухдневного продуктивного экспертного семинара. Мы всегда рады, если выявляются проблемы, потому что тогда мы начинаем быстро двигаться в поисках решения этих вопросов. Надеемся, что после семинара в Воронежской области реализация проекта «Школа Минпросвещения России» только улучшится».


Об идеях, концепции и внедрении проекта «Школа Минпросвещения России» рассказала заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Марина Упорова:

«Сегодня на первый план выходят принципы формирования единой воспитательной системы, составление единой рабочей программы. Единые образовательные программы позволят идти к единой системе образовательного пространства. Учащиеся будут получать образование по одним программам. В проекте «Школа Минпросвещения России» мы постарались интегрировать лучшие наработки системы образования. Планы на 2023 год — оказать методическую помощь и выстроить те коммуникативные связи, которые необходимы для развития проекта. Мы усиливаем модель сопровождения управленческих команд, чтобы коллеги имели возможность получать быстро ответы на свои вопросы».


Продолжая пленарную часть семинара-совещания, направление взаимодействия региона с федеральными экспертами проекта обозначила заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Оксана Кузнецова:

«Мы один регион, который вошёл всеми школами в проект, потому что не следует выбрасывать из проекта какие-то сегменты. Для того чтобы достичь цели, синхронизированы все методы, персонализировано понятие единого образовательного пространства. Механизмы достижения целей у каждого будут свои собственные. Цель — образовать в регионе единое образовательное пространство на основе системной аналитики. В регионе проведена самодиагностика, по итогам которой мы предложили проектирование эффективной модели сопровождения образования».


Модель сопровождения пилотных регионов по апробации проекта «Школа Минпросвещения России» представил и. о. директора ФГБНУ «ИУО РАО» Владимир Абрамов:

«Воронежская область оказалась в лидерах тех активных регионов, которые приступили к самодиагностике во всех образовательных организациях. Стартовой точкой запуска проекта было решение региона об участии в апробации. Для реализации проекта были выделены Воронежская область, Хабаровский край, республика Башкортостан. Охватывая весь спектр школ, можно будет оценить комплексный эффект от реализации проекта. Сегодняшнее мероприятие — одна из форм взаимодействия между федеральными и региональными координаторами проекта.

Сейчас происходит консолидация всех наработок и направлений, которые выстраивают единую повестку в реализации государственной программы. Отдельное внимание надо уделить синхронизации работы по проекту, наполнить проект актуальными методическими наработками с учетом региональной специфики».


Особенности внедрения в школах единых обновлённых ФГОС уточнила начальник управления реализации проектов и программ ФГБНУ «ИСРО РАО» Ольга Котенева:

«Важно, что в программе развития должны быть утверждены принципы государственной программы. Результаты самодиагностики школ должны стать основой для того, чтобы задуматься над проблемами. По результатам реализации обновлённых ФГОС в 2022—2023 годах мы видим, что есть некоторые содержательные вопросы. В методическом письме Минпрсовещения представлен график перехода на ФГОС, в котором продуманы все аспекты изменений. ФГОС определяет единый базовый объём освоения образовательных программ».

В ходе пленарного заседания с представлением рабочей программы воспитания в структуре программы развития общеобразовательных организаций проекта «Школа Минпросвещения России» выступила заместитель директора ФГБНУ «ИИДСВ РАО» Александра Снидко:

«Все критерии, которые обозначены в блоке «Воспитание» в проекте «Школа Минпросвещения», уже заложены в программе воспитания. Главное, что нужно помнить при реализации программы воспитания – это то, что ученики, учителя и родители должны находиться в единой ценностной картине. Им необходимо договориться об укладе своей школы, основываясь на базовых национальных ценностях, добавляя региональную и муниципальную компоненту».


Модели апробации проекта «Школа Минпросвещения России» в образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья участников семинара-совещания пояснила заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «ИКП РАО» Алла Абкович:

«Мы столкнулись с увеличением количества учащихся с сочетанными, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития. Также есть в школах проблемы с программами по различным нозологиям, и единая программа позволит решить эту проблему. Мы должны обеспечивать доступность качества образования с учетом потребностей конкретных детей в конкретных образовательных организациях. Важным моментом является совмещение учебного процесса с реабилитационным. Необходимо делать акцент на формирование жизненных компетенций и социальной адаптациии учеников с осознанием своих возможностей и особенностей».


Завершил пленарную часть семинара-совещания доклад о региональной системе образования в контексте магистральных направлений проекта «Школа Минпросвещения России». С результатами работы и перспективами развития системы выступил ректор ГБУ ДПО ВО «ВИРО им.Н.Ф. Бунакова» Александр Митрофанов:

«Что касается подходов к единому образовательному пространству. Всё-таки мы пришли к понимаю того, что персонализация как инструмент поддержки уникальности нам в этом смысле очень важна. Персонализация, как инструмент для каждого, — это принципиальная позиция, которую мы обозначаем в рамках единого образовательного поля, единого образовательного пространства со всей совокупностью этого единства. Если мы будем замечать конкретного ребёнка, где бы он не находился, и выстраивать вокруг него образовательный процесс через эту модель, это даст несколько другое качество результата».

Во второй части семинар-совещания участники работали в проектных группах по четырем направлениям:

·       Дизайн региональных и муниципальных механизмов управления в рамках апробации проекта «Школа Минпросвещения России»;

·       Проектирование сетевых муниципальных и региональных образовательных кластеров на основе аналитики с использованием региональной сетевой платформы http://сеть.дистантврн.рф/ в рамках формирования системы наставничества школ, вошедших в апробацию проекта «Школа Минпросвещения России»;

·       Подходы к разработке и экспертизе программ развития общеобразовательных организаций, вошедших в апробацию проекта «Школа Минпросвещения России»;

·       Реализация концепции «Школа Минпросвещения России» для учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.


Во второй день, 25 ноября, гости посетят муниципальные площадки региона и познакомятся с педагогическими практиками реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в образовательных организациях Воронежской области.